понедельник, 27 ноября 2017 г.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

 В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое главное достоинство пальчиковых игр.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 
     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
     Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
     Что дает пальчиковая гимнастика детям?
· Способствует овладению навыками мелкой моторики.
· Помогает развивать речь.
· Повышает работоспособность коры головного мозга.
·Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
· Снимает тревожность.

     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, дефектологи и др. получили большое количество фактов, объясняющих механизмы речи. Родителям полезно знать, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций речи задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким критическим периодом являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Для правильного развития речи ребенка необходимо разговаривать с ним с первого дня жизни. Общение с малышом должно быть эмоциональным и радостным. Педагоги отмечают, что в первые шесть месяцев жизни в разговоре с ребенком важно не содержание, а веселая интонация, улыбка – это вызывает у малыша оживление и усиление голосовых связок. Когда ребенку около года, взрослые стараются добиться повторения слов. У девочек это удается до года, у мальчиков – немного позже. Разговаривая с ребенком и добиваясь от него повторения слов, важно сосредоточить внимание именно на этом слове или предмете. Необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Нельзя предупреждать желания детей прежде, чем они успеют выразить их словами. В противном случае ребенок будет все понимать, правильно реагировать на слова, но сам объясняться жестами и звуками. Итак, при развитии речи ребенка важная функция взрослых заключается в создании положительного эмоционального фона. Сами взрослые должны следить за своей речью, слова выговаривать правильно (все дефекты речи взрослых – картавость, шепелявость, заикания будут воспроизводиться ребенком). Ритм речи не должен быть слишком быстрым. Разговаривать с малышом необходимо несколько раз в день по 3-5 минут, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит о том, что сейчас привлекло внимание ребенка. При формировании понятий ребенок должен действовать с предметом (игрушкой, ложкой, чашкой, бутылочкой и т.д.) По мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что ему говорят, и по содержанию, и по форме.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.   О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий